Поворот оверштаг - PlayBook ROSSKO RACER

Поворот оверштаг (Tack)

Описание

Поворот оверштаг — манёвр изменения галса на лавировке (против ветра), при котором нос лодки проходит через ветер. Цель — минимизировать потерю скорости (≤ 0,5 узла), время (≤ 12 с) и сохранить оптимальный угол к ветру (AWA 80–90° в переходе). Манёвр требует синхронизации: плавная перекладка руля, быстрая работа со шкотами стакселя и гротом, правильное перемещение экипажа для контроля крена.

Схемы размещения экипажа

Ниже приведены схемы позиций экипажа во время манёвра (до, во время и после поворота).

Схема 1: Начальная позиция Схема 2: Во время поворота Схема 3: Финальная позиция

Метрики оценки

Параметр Целевое значение Источник данных
Время выполнения OK ≤ 12 с Таймер/видео
Потеря скорости OK ≤ 0.5 узла Лог/датчики
Крен во время манёвра OK ≤ 20° Датчики
Наполнение стакселя OK ≤ 4 с Видео/таймер
Сохранение курса OK ≤ ±4° Лог/датчики

Подготовка (T-5…T-1)

▶ Ш: «К повороту!» (T-5). Подтверждение готовности от Б, Т1/Т2, П.

Г: выставляет грот для плавного сваливания (слегка вытравлен).

Т1: подтягивает активный шкот до «держит форму»; Т2 выбирает слабину ленивого шкота.

Б: проверяет, что ленивый шкот проложен правильно, ничто не зацеплено.

П: готовность лебёдок/стопера, такелаж не перекрещен.

Выполнение (T0…T+10)

▶ Ш: «ТРИ, ДВА, ОДИН — ПОВОРОТ!» (T0) — плавно проводит курс через ветер, контролируя AWA, не «пересваливая».

Г: травит грот через поворот с опережением, затем добирает после выхода на новый галс.

Т1 (старый активный): активная отдача до 70–80% хода, держит полотнище.

Т2 (новый активный): выбирает ленивый шкот по мере перехода, «ловит голову» стакселя; команда «ЕСТЬ ГОЛОВА».

П: контролирует нос, при необходимости помогает рукой/боутхуком.

▶ Ш: выдерживает TARGET по углу, плавно ускоряет лодку.

Т2: добирает до оптимума; Т1 полностью отдаёт и переводит в ленивый.

Г: добирает грот в баланс, подтверждает: «ГРОТ ГОТОВ».

После манёвра (T+11…T+20)

  • Проверка крена и баланса экипажа; при ветре > 12 уз — открен на наветренной банке.
  • Н: подтверждает достижение TARGET и сообщает ближайшие тактические ориентиры.
  • Т1/Т2: подстраивают под волну (микроработа по порывам).
  • Запись отметок для дебрифа: время T0, скорость до/после, факт наполнения стакселя.

Safety / частые ошибки и профилактика

  • «Часы» (wrap) — профилактика: правильная прокладка, активная отдача старого шкота и своевременный выбор нового.
  • Глубокий провал SOG — профилактика: не перегибать курс; держать AWA «в живой зоне».
  • Зацеп шкота — профилактика: визуальный контроль, чистый нос.
  • Срыв грота — профилактика: плавная перекладка.

Чек-лист для шкипера

  • Есть ли порыв через 5–10 с? — если да, закладываем T0 под него.
  • Свободен ли нос? — П подтверждает «НОС ЧИСТ».
  • Готовы ли листы? — Т1/Т2 подтверждают «ГОТОВЫ».

Дебриф — данные

  • Время: T-5, T0, T+10; скорость SOG до/после; AWA/TWA в момент наполнения.
  • Качество: «0 wrap» — да/нет; время наполнения; потеря SOG (макс).
  • Видео-метки и трек (Expedition/GPX).
Поворот Оверштаг

Поворот «ОВЕРШТАГ»

Видео-пример выполнения маневра

1. Краткое описание манёвра

[cite_start]

Поворот оверштаг — это переход с одного галса на другой через нос яхты. [cite: 117] [cite_start]Манёвр выполняется в лавировку, когда яхта движется под острым углом к ветру. [cite: 118]

[cite_start]

ЦЕЛЬ: выполнить поворот с минимальной потерей времени и скорости обеспечив синхронную работу экипажа и быструю настройку парусов на новом галсе. [cite: 119]

2. Критерии оценки манёвра

[cite_start]

Качество выполнения маневра оценивается по следующим измеримым параметрам: [cite: 121]

Метрика Целевое значение Проверка
Время манёвра (T-5 → T+8) ≤ 12 секунд Секундомер / лог
Потеря скорости (SOG) ≤ 0,5 узла Лаг / GPS
Максимальный крен ≤ 20° Датчик крена
Настройка парусов ≤ 4 секунды Визуально / видео
[cite_start]

* Данные из таблицы "Метрика,Целевое значение,Проверка" [cite: 122]

3. Положение экипажа (до маневра)

[cite_start]

Положение экипажа должно обеспечить оптимальный крен яхты в различных ветровых условиях, готовность к быстрому выполнению маневров. [cite: 125]

Схема положения экипажа до маневра

ОТКРЕН (>10узл) | БАЛАНС (6-10узл) | ЗАКРЕН (< 6узл)

4. Выполнение манёвра

Подготовка (T-5)

[cite_start]

Шкипер подает команду: «К ПОВОРОТУ» [cite: 129]

    [cite_start]
  • Питмены (П1 и П2) занимают свои рабочие места и подтверждают готовность: «ГОТОВ». [cite: 130]
  • [cite_start]
  • Ахтерштаг (А) занимает место и подтверждает готовность: «ГОТОВ». [cite: 131]
  • [cite_start]
  • Остальные члены экипажа остаются на своих местах, ожидая команды. [cite: 132]
Схема подготовки к маневру

Выполнение (T0)

[cite_start]

Шкипер подает команду: «ТРИ, ДВА, ОДИН, ПОВОРОТ!» [cite: 135] [cite_start]или «ПОВОРОТ»[cite: 136].

    [cite_start]
  • Шкипер плавно кладет руль на ветер, переходя на другой борт. [cite: 137]
  • [cite_start]
  • Тример стакселя №2 (Т2) сбрасывает шкот стакселя, помогая Тримеру №1. [cite: 138]
  • [cite_start]
  • Грот-тример (Г) слегка травит грот, затем выбирает его, переходя на другой борт. [cite: 139]
  • [cite_start]
  • Тример стакселя №1 (Т1) выбирает стаксель-шкот в положение «разгон». [cite: 140]
  • [cite_start]
  • Ахтерштаг переносит погон грота на другую сторону, контролирует ахтерштаг. [cite: 141]
  • [cite_start]
  • Остальной экипаж синхронно переходит на другой борт. [cite: 142]
Схема выполнения маневра

Завершение маневра (T+Х)

    [cite_start]
  • Ш: приводит лодку в положение TARGET, контролирует настройку парусов. [cite: 145]
  • [cite_start]
  • Т1: занимает позицию открена (закрена). [cite: 146]
  • [cite_start]
  • Т2: настраивает парус в положение TARGET, занимает положение для открена (закрена) либо продолжает настройку стакселя. [cite: 147]
  • [cite_start]
  • A: настраивает ахтерштаг, занимает позицию для открена (закрена). [cite: 148]
  • Все занимают свои позиции. Паруса настроены. [cite_start]Экипаж проверяет ход и баланс яхты. [cite: 149]
  • [cite_start]
  • Н: докладывает новый курс дистанцию до нового знака. [cite: 150]
Схема завершения маневра

5. Частые ошибки и их профилактика

  • [cite_start]Потеря скорости (SOG): Частая причина — несвоевременное перекладка руля и недостаточная синхронизация действий экипажа. [cite: 153] [cite_start]
    Профилактика: плавный, но решительный поворот румпеля и отработка синхронного перехода всего экипажа, как единого целого. [cite: 154]
  • [cite_start]Перегиб курса: Если шкипер слишком резко уводит лодку на ветер, это приводит к остановке и потере импульса. [cite: 155] [cite_start]
    Профилактика: отработка плавного, контролируемого ведения лодки через ветер. [cite: 156]
  • [cite_start]Задержка в настройке парусов: Медленный выбор шкотов на новом галсе приводит к тому, что паруса не наполняются сразу и лодка теряет ход. [cite: 157] [cite_start]
    Профилактика: предварительный выбор слабины на новом шкоте и быстрая, четкая работа с лебедками. [cite: 158]

6. Чек-лист для шкипера

  • «Все готовы к повороту?» [cite_start]— ожидание подтверждения от экипажа. [cite: 160]
  • «Свободен ли галс?» [cite_start]— проверка отсутствия помех и соперников. [cite: 161]
  • «Ветровой тренд?» [cite_start]— оценка изменения направления ветра для выбора оптимального момента для маневра. [cite: 162]

7. Данные для дебрифа

    [cite_start]
  • Время манёвра (T-5, T0, T+8). [cite: 164]
  • [cite_start]
  • Скорость (SOG) до и после поворота. [cite: 165]
  • [cite_start]
  • Максимальный крен во время маневра. [cite: 166]
  • [cite_start]
  • Время наполнения парусов на новом галсе. [cite: 167]
  • [cite_start]
  • Видеозаписи (используются для визуального анализа синхронности). [cite: 168]

Глоссарий сокращений

[cite_start]

Ш — шкипер (рулевой) [cite: 50]

[cite_start]

Г — грот-тример [cite: 56]

[cite_start]

А — ахтерштаг / грот-тример [cite: 55]

[cite_start]

Т1 — тример стакселя №1 [cite: 53]

[cite_start]

Т2 — тример стакселя №2 [cite: 54]

[cite_start]

П — питман [cite: 58]

[cite_start]

Н — навигатор [cite: 57]

[cite_start]

Б — баковый [cite: 51]

[cite_start]

М — мачтовый [cite: 52]

[cite_start]

1 — тример стакселя №1 (на схеме) [cite: 53]

[cite_start]

2 — тример стакселя №2 (на схеме) [cite: 54]

Made on
Tilda