Поворот оверштаг — манёвр изменения галса на лавировке (против ветра), при котором нос лодки проходит через ветер. Цель — минимизировать потерю скорости (≤ 0,5 узла), время (≤ 12 с) и сохранить оптимальный угол к ветру (AWA 80–90° в переходе). Манёвр требует синхронизации: плавная перекладка руля, быстрая работа со шкотами стакселя и гротом, правильное перемещение экипажа для контроля крена.
Ниже приведены схемы позиций экипажа во время манёвра (до, во время и после поворота).
Параметр | Целевое значение | Источник данных |
---|---|---|
Время выполнения | OK ≤ 12 с | Таймер/видео |
Потеря скорости | OK ≤ 0.5 узла | Лог/датчики |
Крен во время манёвра | OK ≤ 20° | Датчики |
Наполнение стакселя | OK ≤ 4 с | Видео/таймер |
Сохранение курса | OK ≤ ±4° | Лог/датчики |
▶ Ш: «К повороту!» (T-5). Подтверждение готовности от Б, Т1/Т2, П.
Г: выставляет грот для плавного сваливания (слегка вытравлен).
Т1: подтягивает активный шкот до «держит форму»; Т2 выбирает слабину ленивого шкота.
Б: проверяет, что ленивый шкот проложен правильно, ничто не зацеплено.
П: готовность лебёдок/стопера, такелаж не перекрещен.
▶ Ш: «ТРИ, ДВА, ОДИН — ПОВОРОТ!» (T0) — плавно проводит курс через ветер, контролируя AWA, не «пересваливая».
Г: травит грот через поворот с опережением, затем добирает после выхода на новый галс.
Т1 (старый активный): активная отдача до 70–80% хода, держит полотнище.
Т2 (новый активный): выбирает ленивый шкот по мере перехода, «ловит голову» стакселя; команда «ЕСТЬ ГОЛОВА».
П: контролирует нос, при необходимости помогает рукой/боутхуком.
▶ Ш: выдерживает TARGET по углу, плавно ускоряет лодку.
Т2: добирает до оптимума; Т1 полностью отдаёт и переводит в ленивый.
Г: добирает грот в баланс, подтверждает: «ГРОТ ГОТОВ».
Поворот оверштаг — это переход с одного галса на другой через нос яхты. [cite: 117] [cite_start]Манёвр выполняется в лавировку, когда яхта движется под острым углом к ветру. [cite: 118]
ЦЕЛЬ: выполнить поворот с минимальной потерей времени и скорости обеспечив синхронную работу экипажа и быструю настройку парусов на новом галсе. [cite: 119]
Качество выполнения маневра оценивается по следующим измеримым параметрам: [cite: 121]
Метрика | Целевое значение | Проверка |
---|---|---|
Время манёвра (T-5 → T+8) | ≤ 12 секунд | Секундомер / лог |
Потеря скорости (SOG) | ≤ 0,5 узла | Лаг / GPS |
Максимальный крен | ≤ 20° | Датчик крена |
Настройка парусов | ≤ 4 секунды | Визуально / видео |
* Данные из таблицы "Метрика,Целевое значение,Проверка" [cite: 122]
Положение экипажа должно обеспечить оптимальный крен яхты в различных ветровых условиях, готовность к быстрому выполнению маневров. [cite: 125]
ОТКРЕН (>10узл) | БАЛАНС (6-10узл) | ЗАКРЕН (< 6узл)
Шкипер подает команду: «К ПОВОРОТУ» [cite: 129]
Шкипер подает команду: «ТРИ, ДВА, ОДИН, ПОВОРОТ!» [cite: 135] [cite_start]или «ПОВОРОТ»[cite: 136].
Ш — шкипер (рулевой) [cite: 50]
[cite_start]Г — грот-тример [cite: 56]
[cite_start]А — ахтерштаг / грот-тример [cite: 55]
[cite_start]Т1 — тример стакселя №1 [cite: 53]
[cite_start]Т2 — тример стакселя №2 [cite: 54]
[cite_start]П — питман [cite: 58]
[cite_start]Н — навигатор [cite: 57]
[cite_start]Б — баковый [cite: 51]
[cite_start]М — мачтовый [cite: 52]
[cite_start]1 — тример стакселя №1 (на схеме) [cite: 53]
[cite_start]2 — тример стакселя №2 (на схеме) [cite: 54]